Программа проекта "Азбука профессий"

 

Программа профориентационного кружка для начальной школы

"Азбука профессий"

 

Пояснительная записка

Профессиональная ориентация в общеобразовательной организации представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности.

Основательно вопросы выбора профессии интересуют старшего подростка (14-16 лет), когда он задумывается о личностном смысле в профессиональном труде, выборе специальности, профессиональной образовательной организации, в которой он будет ее осваивать. Но база к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий задолго до подросткового возраста. Учеба в школе выявляет избирательное отношение обучающегося к разным учебным предметам.

У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д. Поэтому ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях и направлена на определение специализированного класса (математический и др.) или дополнительных занятий по интересам. Этим и обусловлена необходимость организации работы по профессиональному самоопределению обучающихся уже в начальной школе.

Цели профориентации в начальной школе:

- расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда через организацию разнообразной досуговой, исследовательской и трудовой деятельности (факультативы, кружки по интересам);

- расширение первоначальных представлений о роли труда в жизни людей и предоставление возможности обучающимся "примерить на себя различные профессии" в игровой ситуации;

- развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;

- выявление общих тенденций в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами;

- развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника). На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, школьник мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем − профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении и воспитании приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать и применять новые знания, мыслить, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов.

Поскольку любая способность, привычка, любое личностное качество формируется и развивается в деятельности, требующей эти особенности и качества, для воспитания самоопределения младших школьников существенно реализовать возможность включения их в достаточно разнообразную общественно-полезную деятельность. Общая дидактика и частные методики в рамках образования призывают решать проблемы, связанные с развитием у обучающихся умений и навыков самостоятельности и саморазвития, а это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Участие в проектной деятельности  способствует  формированию  гармоничной  личности и отвечает потребностям  современного  общества.

С целью обучения учеников начальных классов такому виду деятельности, как работа над проектами профориентационной направленности, разработана программа профориентационного кружка "Азбука профессий".

Общая характеристика кружка.

Программа профориентационного кружка "Азбука профессий" (далее – программа кружка) способствует расширению интеллектуально-познавательного пространства по вопросам профессионального самоопределения школьников, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию в нем ценностного отношения к труду.

Программа кружка предназначена для работы с учащимися 3-х классов во внеурочной деятельности учителей начальной школы по направлению "Проектная деятельность", которая является обязательной и предусматривает участие в ней всех обучающихся класса, потому что именно она способствует развитию универсальных учебных действий.

Особенностью  программы  является  её  вариативность.  Учитель вправе выбирать или менять предложенное программой содержание занятий,  исходя  из  поставленной  цели  обучения  и   простроенных  задач.

 

Основные принципы реализации.

Данная программа кружка разработана в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы и предполагает особое содержание профессиональной ориентации, реализует личностный подход в обучении и воспитании обучающихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий. Кроме того, ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности, при которых учитывается возраст при выборе темы проектирования. Программа кружка построена на основе системы заданий для организации внеклассного занятия на деятельностной основе и нацелена на формирование у младших школьников проектных умений минимального уровня сложности.

 

Цель программы:

научить анализировать профессии (специальности) по определенной структуре через организацию проектной деятельности для  дальнейшего осознанного профессионального выбора.

Задачи программы:

1) познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий в соответствии с типологией Е.А. Климова;

2) сформировать познавательный интерес к людям труда, их профессиям и конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии в различных сферах человеческой деятельности (предмет, орудия, содержание и условия труда, правила поведения в процессе трудовой деятельности);

3) систематизировать знания обучающихся о классификации профессий по предмету и содержанию труда;

4) развивать представления о труде, формировать уважение к людям труда;

5) сформировать навыки коммуникативной и управленческой  деятельности в процессе коллективного взаимодействия и умения выполнять проектно-исследовательские работы профориентационной направленности.

 

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения, из расчета 1 час в неделю (как внеурочное занятие), 1 год обучения – 34 часа.

Категория участников: учащиеся 3-го класса.

Кадровое обеспечение: психолог-профконсультант, классный руководитель.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, рабочая тетрадь для учащихся, ручки, карандаши, листы А4, стимульный материал.

Формы и методы проведения: игры, практикумы, коллективные и индивидуальные исследования, оргдеятельностные игры, публичная защита проектов, самостоятельная работа, экскурсии, мозговой штурм, групповая дискуссия и т.д. Целесообразно как можно активнее использовать в практике эффективные передовые информационно-коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления.

Ожидаемый результат:

- информированность обучающихся о многообразии мира профессий и типологии профессий по предмету труда;
- расширение знаний о мире профессий, значимости каждой профессии для общества и повышение степени самостоятельности, инициативности обучающихся, их познавательной мотивированности в процессе учебно-исследовательской деятельности;
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий по вопросам решения поставленных образовательных задач профориентационной направленности;
- сформированность у личности обучающегося отношения к себе как субъекту профессиональной деятельности;
- приобретение обучающимися опыта профориентационной проектной деятельности.

Высокий уровень успешности проведения программы профориентационного кружка определяется по следующим критериям:

- обучающийся самостоятельно анализирует профессии (специальности) по определенной структуре;

- обучающийся умеет самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы о разных профессиях (специальностях);

- обучающийся умеет структурировать собранную информацию по заданному плану;

- обучающийся умеет готовить выступление о выполненном проектном задании и презентовать свою работу.

Список литературы

1. Алоева А.А. Классные часы в 5-7 классах. − Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

2. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. / Под ред. М.Р. Битяновой. − СПб.: Питер, 2009.

3. В помощь профориентации: сборник методических материалов / Сост. О.А. Смирнова, Н.Ю. Пышкина, Е.Г. Абрамкина. – Рязань, 2014.

4. Введение в мир профессий: классные часы, игры, конкурсы. 1-4 класс / Сост. О.Е. Багрова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

5. Выбираем будущее. Дайджест по профориентации. – Иваново: ОГОУ Ив. ОБДДиЮ, 2009.

6. Дик Н.Ф. Лучшие профильные классные часы в школе. Моя будущая профессия. − Ростов-на Дону: Феникс, 2010.

7. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах. − Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

8. Дик Н.Ф. Современный справочник классного руководителя 5-9 классов в вопросах и ответах. − Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

9. Емельянова О.В. Мы в профессии играем // Чем развлечь гостей. – 2011. – № 8.

10. Женило М.Ю. Правовые классные часы для старшеклассников и учащихся лицеев. – Ростов-на Дону: Феникс, 2006.

11. Зулунова, Г.В.  Профориентационная работа в школе // Начальная школа. - 2011. - № 5.

12. Иванова А.М.Организация работы над профориентационным проектом // Школа и производство. - 2011. - № 6.

13. Кисленко М.Е. Веселый калейдоскоп: сборник школьных праздников и внеклассных мероприятий. –  Ростов-на Дону: Феникс, 2011.

14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.:Academia, 2012.

15. Лернер П. Самоопределение растущей личности – составная часть трудового воспитания  //  Народное образование. – 2007. – № 6.

16. Марчева Л.А. Профессии, которые мы выбираем: материал к проведению Дня информации для учащихся 7-8 классов / Занимательная библиография: сб. лит.-библиографических материалов. / Сост. А.В. Челышева. – Вып. 2. – Н. Новгород, 2009.

17. На крыльях мечты. / Сост. Л.И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2012.

18. Пасечникова Т.В. Сценарий профориентационного мероприятия: от идеи к проведению: методическое пособие. – Самара: Изд-во ЦПО. – 2010.

19. Профориентация старшеклассников: сборник учебно-методических материалов. / Под ред. Т.В. Черниковой. – Волгоград: Учитель, 2007.

20. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. - Академия, 2014.

21. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. –М.: МГППУ, АНО "Центр "Развивающее образование", 2012.

22. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. – М.: Издательства: МПСИ, НПО "МОДЭК", 2013.

23. Ремесло в руках – радость в душе: дайджест в помощь профориентационной работе библиотек / Сост. Н.В. Морозова. – Ярославль, 2011.

 

Учебный план

 

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Теория / Практика

1.  

"Типология профессий"

13

4/9

1.1

"Мир профессий"

1

1.2

"Мы живем в мире людей"

2

1.3

"Технический прогресс в современном мире"

2

1.4

"Зеленые" профессии"

2

1.5

"Профессии в числах, буквах и знаках"

2

1.6

"В стране ремесел"

2

1.7

"Коллаж профессий"

2

 2.

"Профессии вокруг нас"

10

3/7

2.1

"Узнай профессию"

1

2.2

"Учитель – профессия на все времена"

1

2.3

"Экскурсия в Книгоград"

1

2.4

"Путешествие в страну здоровья"

1

2.5

"Путешествие в мир кухни"

1

2.6

"Открой себе мир необычных профессий"

1

2.7

"Мир техники: удивительное рядом"

1

2.8

"Что ни шаг, то профессия"

2

2.9

"Профессии в лицах"

1

 3.

"Труд в почете любой! Мир профессий большой!"

11

3/8

3.1/2

"Профессии в стихах"

2

3.3/4,5,6

"Сказочный мир профессий"

4

3.7/8

"Мудрые мысли о профессиях"

2

3.9/10

"Творим чудеса сами"

2

3.11

"Викторина "Что? Где? Когда?"

1

Всего часов

34

10/24

 

Участники проекта

 

Мероприятия, проводимые в рамках проекта

Создать сайт Заказать продвижение
Создание и продвижение сайтов