Экзамен без стресса

 

Процесс сдачи вступительных экзаменов является достаточно сложной и тревожной процедурой, требующей серьезной подготовки.

В процессе подготовки к экзаменам задействованы все познавательные процессы: особенно высока роль внимания, памяти и мышления. От того, насколько точным, четким и понятным будет запоминаемый материал, зависит, насколько эффективным будет процесс его воспроизведения.

Наиболее распространенные сложности, с которыми сталкивается большинство школьников – большой объем изучаемого материала и экзаменационная тревожность, в связи с этим для успешной сдачи экзамена рекомендуется:

• Попытаться заинтересовать себя материалом, понять зачем нужно его изучать (надолго запоминается то, что интересно, осмысленно и необходимо);

• Ставить перед собой конкретные и реальные цели ("лишь бы сдать" или "сдать только на "отлично"" совершенно разные цели);

• Исключать мешающие факторы, отвлекающие внимание;

• Четкая работа с материалом:

- выбор формы подготовки (по темам, параграфам, текстам и т.д.),

- использование приемов запоминания;

• Чередовать виды деятельности, чередовать работу и отдых.  

Чтобы успешно справиться с возникающими трудностями, мы предлагаем обучающимся познакомиться с основными способами запоминания материала (мнемотехниками), а также приемами снижения эмоциональной тревожности, которые могут понадобиться им не только в ситуации экзамена, но и в дальнейшей жизни.

 

 

Приемы, облегчающие запоминание информации с помощью ее организации

определенным образом (мнемотехники)

 

1. Чтение и повторение 

(неоднократное повторение материала через определенный промежуток времени)

Для наиболее эффективного запоминание текста, желательно придерживаться следующих способов работы:

1. Сначала быстро прочитать текст и выделить для себя основные мысли.

2. Еще раз внимательно прочесть текст идополнить основные мысли и идеи дополнительной информацией.

3. Обзор текста (просмотреть текст в обратном порядке для установления его структуры).

На данном этапе необходимо вернуться к работе с учебником, но не читать материал, а просматривать его, причем просматривать в обратном направлении, от конца к началу. По ходу работы с материалом необходимо повторять связь основных мыслей друг с другом. Такое обратное прохождение позволит прочнее запомнить материал.

4. Изложение текста уже без книги.

Необходимо по памяти повторить весь материал, следуя от одной основной мысли к другой, по усвоенной к этому времени схеме и припоминая всякий раз связанные с соответствующей мыслью подробности.

Очень эффективен пересказ заученного материала вслух. Чем объемнее материал, тем больше требуется повторений для его запоминания.

 

 

2. Метод ключевых слов

1. Из каждой фразы выделить 1-2 ключевых слова, по которым можно вспомнить всю фразу целиком.

Ключевые слова должны образовывать логическую последовательность и отражать главный смысл всего текста. Последовательность ключевых слов важно хорошо запомнить. Тогда, вспоминая ключевые слова, вы сможете вспомнить связанную с ними информацию.

2. Для каждого абзаца выделить ключевую фразу, по которой можно вспомнить весь прочитанный абзац.

При использовании данного метода очень важно связать ключевую фразу абзаца с ключевыми словами запоминаемых фраз (цепочка "ключевые слова – ключевая фраза абзаца" должна быть прочно усвоена).

В результате по цепочке взаимосвязанных ключевых слов можно вспомнить всю связанную с ними информацию.

Фраза и абзац являются условными понятиями, они не соответствуют реальным фразам и абзацам текста, а представляют собой объем логически связанной информации, которую необходимо запомнить.

 

 

3. Метод мест 

(запоминание ряда объектов с помощью ассоциаций с определенными местами на знакомом пути) 

Прежде всего, нужно выбрать постоянный "маршрут", по которому вы ходите. Это может быть дорога в школу, расположение комнат в квартире или расположение мебели в комнате. Затем по хорошо известному вам "маршруту" вы размещаете информацию, которую нужно запомнить. В результате, для того, чтобы вспомнить материал, достаточно просто мысленно пройти по выбранному маршруту. 

С помощью этого приема достигается запоминание необходимого материала в определенной последовательности. 

 

 

 4. Запоминание материала с помощью ассоциаций 

Запоминаемый материал может вызывать определенные ассоциации (образы, символы, звуки, слова и др.). В результате достаточно запомнить ассоциацию, чтобы с ее помощью воспроизвести исходный текст. Для лучшего запоминания ассоциации должны быть необычными и яркими. 

Пример: Необходимо запомнить последовательность геометрических фигур: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник.

Вариант для запоминания: 

- круг – символ вечности, совершенства;

- прямоугольник напоминает ворота, а значит, может быть символом тепла и домашнего очага;

- квадрат – символ устойчивости, надежности;

- треугольник – символ воли, прогресса. 

Такие ассоциации помогают впоследствии вспомнить исходные фигуры. 

 

 

5. Прием мысленных картин 

Смысл данного приема состоит в переводе запоминаемой информации в картинку, желательно забавную и неординарную. Чем более необычным будет образ, тем быстрее запомнится материал. Связь картинки с информацией может быть сколь угодно метафорической. Важно лишь, чтобы она была однозначно читаема для вас. 

Этим приемом активно пользуются все составители схем в школьных учебниках (принцип наглядности). 

Для более эффективного запоминания материала картинки можно объединить в "видеофильм", связывая картинки друг с другом с помощью ассоциаций (картинки будут представлять собой подобие кадров, из которых будет состоять "видеофильм"). В результате, чтобы вспомнить информацию, достаточно мысленно прокрутить "видеофильм". Прием эффективен при хорошо развитом воображении.

 

 

Пример 1: Необходимо запомнить слова: 

- церковь

- мальчик

- холм

- ноги

- няня

- гвоздь

- яблоко

- перец

 

 

Вариант "видеофильма"  для запоминания: Можно представить следующий фильм: 

Вместо того, чтобы быть в церкви, мальчик прятался на холме. У него были босые ноги, хотя няня и предупреждала его, что можно наступить на гвоздь. У него в руке было яблоко, которое он время от времени посыпал черным перцем

Если существуют сложности с мысленным представлением образов и картин, данный прием можно заменить составлением рассказа, в котором запоминаемые слова должны быть логически связаны друг с другом. 

 

 

Пример 2: Необходимо запомнить слова: 

- комар

- сабля

- кошка

- солома

- брюки

- клякса

- медведь

- окно

 

 

Вариант рассказа для запоминания: можно составить следующий рассказ:

Лежа на соломемедведь натягивал брюки, а рядом гуляла кошка. Она прыгнула в окно и наступила в чернила, поставив кляксу на белом листе. Увидела кошка комара, который кружил над саблей

 

 

6. Структурирование

Смысл приема состоит в расположении информации в определенном порядке или по определенной схеме. Варианты структурирования могут быть самыми разнообразными:

1. Изначально составляется некая структура или каркас, который затем наполняется информацией (например, структурирование информации в виде развернутого плана).

Цифровая информация также лучше запоминается, если в ней выделить определенную структуру.

Пример: год французской революции - 1789-й - легко запомнить, выделив структуру даты (последовательность цифр 7, 8, 9).

2. Расположение информации в хронологическом порядке (например, информация об определенном событии располагается в хронологическом порядке: от более ранней к более поздней или наоборот).

3. Распределение информации по блокам или разделам.

  

       7. Метод группировки

       (объединение информации в группы по определенному критерию)

Сгруппированная, логически осмысленная информация запоминается быстрее и на более длительный срок.

 

Пример: Необходимо запомнить следующие понятия:

- оптика

- фотосинтез

- пунктуация

- механика

- эволюция

- орфография

- термодинамика

- мутация

- синтаксис

Для того чтобы быстрее запомнить данные понятия, достаточно разделить их на группы. Например, по их отношению к различным наукам:

оптика, механика, термодинамика – разделы физики;

фотосинтез, эволюция, мутация – биологические процессы;

пунктуация, орфография, синтаксис – разделы языкознания. 

 

       8. Рифмование и фразеология

Прием основан на запоминании информации через фразеологические обороты или рифмы.

 

Пример №1:  приемы запоминания числа "пи": 3,1415926… 

Существует множество стихов для запоминания этого числа: 

Нужно только постараться,

И запомнить все, как есть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть

 

Раз у Коли и Арины
Распороли мы перины.
Белый пух летал, кружился,
Куражился, замирал,
Ублажился,
Нам же дал
Головную боль старух.
Ух, опасен пуха дух! 

(необходимо посчитать количество букв в слове) 

 

Пример №2:  для запоминания цветов радуги: красныйоранжевыйжёлтыйзелёныйголубойсинийфиолетовый

 

 

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

 

Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь

 

Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп 

 

Приемы снижения экзаменационной тревожности

 

       Тревожность следует рассматривать как готовность к действию, а не как негативное явление,  поэтому важно делать акцент именно на положительных сторонах этого состояния. Экзаменационная тревожность свойственна большинству людей. Самое главное, чтобы она не выходила за пределы контроля, а значит, и не разрушала деятельность.

 

"+" оптимального уровня тревожности:
- необходим для успешной работы на экзамене;
- свидетельствует о том, что ситуация значима и результат важен;
- стимулирует к работе и т.д.

 

1. Настройка на определенное эмоциональное состояние (работа с образами)

 

1 шаг – представить образы, связанные с волнением (например, бушующий океан, ветер, определенная музыка или другой пейзаж).  

2 шаг – представить образы, связные со спокойным состоянием (с помощью любых мысленных образов).  

3 шаг – представить образы, связные с побеждающим состоянием (достижением цели).  

Работа происходит в воображении, образы представляются последовательно до тех пор, пока уровень эмоционального напряжения не снизится. 

 

2. Приятное воспоминание

 

Представьте ситуацию полного покоя, расслабленности, попытайтесь сделать ее как можно более яркой, детализированной. Вспомните моменты, когда вы были счастливы. Можно представить конкретное место, которое ассоциируется с состоянием комфорта и покоя. Главное, чтобы образ получился ярким, красочным и вызывал положительные эмоции.    

 

3. Учение с запасом

 

Уверенность в собственных силах усиливается от понимания своей подготовленности. Суть приема состоит в том, чтобы продолжать изучение материала, даже, несмотря на ощущение полного его понимания. Такая подготовка позволит быстрее и с меньшими усилиями воспроизвести текст на экзамене.

Данный прием часто используют театральные актеры, они настолько хорошо изучают свою роль, что какой бы сильный страх не охватывал их на сцене, слова роли произносятся как бы сами собой.

 

4. Использование роли

 

Прием основан на действии механизма отождествления. Работа проводится в 3 этапа:

1. Представьте  образ человека, успешно справляющегося с трудными ситуациями (это может быть литературный герой, герой кинофильма или реальный человек, который успешно справляется с ситуацией экзамена). Важно, чтобы этот образ отражал уверенное, спокойное поведение и успешное разрешение ситуации.

2. Представьте себя в роли этого человека.

3. Действуйте в ситуации экзамена так, как бы вел себя герой в ситуации экзамена, и поступайте так же.                                     

                                    5. Мысленная тренировка

 

Представьте ситуацию экзамена во всех подробностях, со всеми возможными трудностями, детально продумывается собственное поведение в ситуации, последовательность действий, при этом необходим контроль за своим эмоциональным состоянием.

Такая предварительная работа перед экзаменом поможет с ситуации настоящего экзамена чувствовать себя более уверенно и спокойно и значительно снизит чувствительность к стрессовой ситуации. 

 

6. Доведение до абсурда

 

Представьте ситуацию экзамена в чрезмерно преувеличенном виде (доведите до абсурда). В результате явного преувеличения вы поймете, что ситуация не такая и пугающая, безысходная и вполне может поддаваться контролю.

  

 

7. Переформулировка задачи

 

Тревожность в ситуации экзамена часто связана с фиксацией не на цели деятельности, а на собственной личности или результате деятельности (например, "Я не знаю", "у меня не получится", "я стану волноваться и все забуду", "я не сдам экзамен", "что если я не правильно отвечу на вопрос" и т.д.).

В таком случае необходимо сместить акцент с себя или результата на сам процесс деятельности (например, максимально сконцентрироваться и решить задачу, не думая в данный момент о баллах). Очень важно выделить для себя цель (Но, например "хоть как-то сдать экзамены" и "сдать экзамены так, чтобы поступить" совершенно разные цели). Во время экзамена необходимо помнить о конечной цели деятельности. 


8. Упражнения для релаксации (дыхательные упражнения)
 

 

Снять напряжение можно с помощью дыхания: 

1. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 10-20 секунд, сделать выдох.

2. Сделать обычный вдох, выдох долгий (примерно в 2 раза дольше, чем вдох), затем подышать в обычном темпе.

3. Упражнение "Воздушный шарик" (сделать максимально возможный вдох, сделать выдох, подышать в обычном режиме).

4. Упражнение "Кощей Бессмертный" (сделать максимально возможный выдох, подышать в обычном режиме).

 

 

Буклет "Как успешно сдать ЕГЭ" (рекомендации выпускникам) 

 

Буклет "Техники релаксации и концентрации при подготовке к ЕГЭ" (рекомендации выпускникам) 

 

 

Желаем успешной сдачи экзаменов!

 

 

Создать сайт Заказать продвижение
Создание и продвижение сайтов